Почему ребенок ест бумагу и картон комаровский

Содержание
  1. Детские тики – диагностика, лечение. Интервью с детским неврологом, к.м.н. Новиковой Еленой Борисовной
  2. А что такое звуковые тики?
  3. в каком возрасте чаще проявляются детские тики?
  4. Каковы причины возникновения тиков? Правда, что это реакция на испуг?
  5. Что делать родителям, заметившим у ребёнка тики?
  6. Как происходит обследование и лечение тика у детей?
  7. Диагностика
  8. Лечение
  9. Стоит ли надеяться, что тик пройдёт сам?
  10. Насколько эффективно лечение тиков?
  11. Что делать, если ребенок ест землю, глину, мел и другие несъедобные вещи? Расстройство пищевого поведения, или Пикацизм у детей
  12. Что такое пикацизм? 
  13. Причины пикацизма у детей? 
  14. Признаки пикацизма у детей
  15. Возможные осложнения, вызванные расстройством пищевого поведения у ребенка
  16. Диагностика пикацизма у ребенка
  17. Лечение пикацизма у детей
  18. Что делать, если у ребенка плохой аппетит?
  19. Плохой ли аппетит?
  20. Что такое потеря или снижение аппетита?
  21. Когда обращаться за медицинской помощью?
  22. Советы по привычкам питания малыша:
  23. Несколько полезных советов, которые могут повысить аппетит вашего малыша:
  24. Доктор Комаровский: Дети болеют ОРЗ чаще взрослых – это норма, это закон жизни
  25. Созревание иммунной системы
  26. Терпеть или лечить?
  27. Окружающая среда 
  28. Лечение ОРВИ
  29. Действия после выздоровления
  30. Не бывает несадиковских детей
  31. Симптомы и особенности протекания коронавируса у детей | Университетская клиника
  32. Что говорят ученые
  33. Каковы наиболее распространенные симптомы короны?
  34. Симптомы короны у детей и взрослых
  35. Насколько вирус короны опасен для ребенка?
  36. Факторы риска: симптомы короны у детей
  37. Симптомы короны у детей – как влияет болезнь?
  38. Что делать, если ребенок заболел?
  39. Какую роль играют дети в передаче SARS-CoV-2?
  40. Ребенок не говорит, не понимает речь, не откликается на имя
  41. Чем отличается слуховая речевая агнозия от сенсорной алалии?
  42. Что делать, если ребенок не понимает речь?

Детские тики – диагностика, лечение. Интервью с детским неврологом, к.м.н. Новиковой Еленой Борисовной

Почему ребенок ест бумагу и картон комаровский

Тики – это непроизвольно возникающие, повторяющиеся,  навязчивые движения или звуки, которые могут возникать при волнении ребёнка. Их характерная черта – навязчивое повторение. Иногда они могут частично контролироваться, то есть при определённых обстоятельствах ребёнок может их сдерживать, а при волнении они опять усиливаются.

Виды тиков – подёргивание глаза, моргание, гримасы, навязчивые повороты головы в разные стороны.  

Это могут быть движения, повторяющие привычные действия. Например, малыш   поправляет воротник или  шапку. И сначала их так и воспринимают, как совершенно естественные,  соответствующие ситуации. Но с течением времени  родители замечают, что эти движения выходят за рамки логически обусловленных действий и носят необычный повторяющийся характер.

Возможны навязчивые движения, которые носят характер ритуалов.  То есть ребёнок, лишь совершив их, успокаивается, снова хорошо себя чувствует и может дальше нормально существовать.

А что такое звуковые тики?

звуковые тики могут проявляться по-разному, например, в форме навязчивого подкашливания. к примеру, ребёнок долго болел вирусной инфекцией, кашлял. и, вроде бы по анализам, по самочувствию  он уже выздоровел, а постоянный кашель тик – навязчивое желание прочистить горло, симптом,  который  закрепился после перенесенной болезни.

как ещё могут проявляться звуковые тики? имитировать лай собаки, тянуть какие-то гласные,  издавать короткий писк на высокой ноте. 

человек, который        издаёт звуковые тики, не может их сдерживать. их сложнее сдержать, чем двигательные, и лечатся они труднее. если пациент их не сделает, он испытывает сильное беспокойство, пока не издаст этот звук.

в каком возрасте чаще проявляются детские тики?

Чаще детские тики начинаются в возрасте около 6 лет. Это классический возраст для их дебюта. Но иногда это случается и раньше. В моей практике были случаи начала тиков в 2 года и даже ранее, когда тик развился у 8-месячного ребёнка, у которого в семье тоже были случаи тиков.

Вообще начало учёбы в школе это всегда проблема для ребёнка. Дети сейчас  идут в школу с 6 лет, а это период первого гормонального кризиса, который происходит у ребёнка. Дети  физиологически не очень устойчивы в этот момент, а на них накладывается дополнительно новая школьная нагрузка. Поэтому многие заболевания, не только тики, манифестируют в 6-7 лет, с началом обучения в школе.

Каковы причины возникновения тиков? Правда, что это реакция на испуг?

Чаще выявляются причины наследственного характера, когда в семье есть тики, у папы или у мамы.  На фоне такой повышенной готовности триггером – пусковым механизмом тика –  может выступить испуг, стресс.  Провоцировать их появление могут трудности в школе,  длительные нагрузки, эмоциональное напряжение,  которые накапливаются.

  Например, проблемы в отношениях  с воспитательницей или детьми в детском саду – это тоже хронический стресс для малыша. Нередко на фоне имеющейся предрасположенности тики развиваются после перенесенного инфекционного заболевания – ОРВИ.  Иногда тик начинается без очевидных причин, как бы на ровном месте.  Чаще страдают тиками мальчики.

Точного механизма развития тика пока не установлено. Одна из гипотез – нарушение обмена нейромедиаторов – веществ, передающих информацию от одной  нервной клетки к другой. Из-за этого нарушается слаженная работа некоторых подкорковых образований головного мозга, которые отвечают за возникновение насильственных движений.

Что делать родителям, заметившим у ребёнка тики?

Родители, заметив у ребёнка навязчивые движения или звуки, сами обращаются с ним к неврологу. Потому что, хотя тики не угрожают жизни, но они мешают социализации детей, вызывают насмешки. Выраженные тики просто мешают человеку учиться. Он не может сосредоточиться на занятиях, у него всё время происходят какие-то движения.

Как происходит обследование и лечение тика у детей?

Лечением тика занимаются детские неврологи, а в некоторых случаях и психиатры. Это касается тяжёлых тиков,  причины которых лежат в плоскости пограничной психиатрической патологии.

Но всё же начинать обследование и лечение  детей с тиками нужно с консультации детского невролога.  Поскольку любые навязчивые движения могут быть проявлением не только тиков, но и различных других неврологических заболеваний, связанных с поражением некоторых отделов головного мозга, отвечающих за двигательную активность.

Диагностика

Врач подробно расспросит ребёнка и его родителей, оценит неврологический статус. Порой данных анамнеза и неврологического осмотра оказывается достаточно для постановки диагноза. Но если у  врача возникнут какие-то вопросы,  он назначит дополнительные исследования – электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию.

Лечение

В зависимости от выраженности и характера тиков, результатов диагностики, невролог назначает лечение, в первую очередь, медикаментозное.

  Подбор препаратов  осуществляет врач, исходя из индивидуальной ситуации каждого пациента. Лечение детских тиков – это довольно длительный процесс.

Даже если симптомы ушли быстро, нужно провести полный курс терапии.  Это может быть месяц, может быть три, может быть год.

Врач даст рекомендации по режиму, в том числе сна и отдыха, по организации досуга ребёнка, посоветует, какими видами спорта ему лучше заниматься. Это всё важно для успешности лечения.

Ребёнок должен оставаться под наблюдением невролога достаточно долго. Поскольку есть период ремиссии – временного выздоровления, когда симптомы уходят. Но ремиссия может сменяться временными обострениями, когда тики возвращаются, и это требует назначения или коррекции терапии.

Стоит ли надеяться, что тик пройдёт сам?

Это бывает иногда в лёгких случаях тиков.  Если у ребёнка отмечаются какие-то единичные тики –  пару раз моргнул или шмыгнул носом, это не повод проводить массивную терапию, стремясь достичь полного прекращения всех проявлений. Если тики мешают жить, мешают учиться, нужно  лечить. Если это редкие остаточные  единичные проявления, лечение может быть минимальным, или вовсе не требуется. 

Доверьте принятие решения о необходимости лечения детскому неврологу, который учтёт особенности каждого конкретного пациента.

Насколько эффективно лечение тиков?

Бывает по-разному. Изредка встречаются тяжёлые устойчивые формы тиков, требующие применения  сильных препаратов.  Чаще  чередуются периоды ремиссии (выздоровления)  и обострения тиков. Держать ситуацию под контролем которые помогает детский невролог.  Порой дети перерастают болезнь, их нервная система созревает, и тики становятся редкими или вовсе уходят.

Большое спасибо за интервью, Елена Борисовна!

записаться на консультацию

Что делать, если ребенок ест землю, глину, мел и другие несъедобные вещи? Расстройство пищевого поведения, или Пикацизм у детей

Почему ребенок ест бумагу и картон комаровский

Дети от природы любопытны. До определенной стадии развития они склонны класть в рот практически любой предмет, пытаясь попробовать мир на вкус. Как только эта стадия проходит, дети знают, что положить в рот, а что нет.

Но иногда ребенок может снова приобрести странную привычку есть грязь, бумагу, песок, краски и т. д. И это может быть признаком пикацизма или расстройства пищевого поведения.

Что такое пикацизм? 

Пикацизм – это расстройство пищевого поведения, при котором у детей развивается продолжительная тяга к непродовольственным продуктам. Слово pica происходит от латинского слова “сорока, птица с беспорядочным аппетитом”.

Расстройство пищевого поведения может проявиться в любое время в детском, подростковом или взрослом возрасте, особенно у людей с нарушениями развития. 

Дети, страдающие пикацизмом, едят различные вещи, такие как: 

  • глина;
  • ткань;
  • песок;
  • краска;
  • мел;
  • клей;
  • мыло;
  • лед;
  • волосы;
  • кофейная гуща;
  • сигаретный пепел;
  • бумага;
  • металл;
  • тальк;
  • крахмал;
  • галька;
  • шампунь и др.

Причины пикацизма у детей? 

Точная причина возникновения пикацизма неизвестна. Однако наиболее распространенными триггерами считаются: 

  • Желудочно-кишечное расстройство: некоторые дети с расстройством желудочно-кишечного тракта могут успокаивать себя употребление мнепродовольственных продуктов, особенно земли.
  • Дефицит питательных веществ: дефицит железа, цинка, кальция или некоторых других микроэлементов может вызвать специфическую тягу.
  • Расстройства обсессивно-компульсивного спектра: тревога, возникающая из-за этих расстройств, может заставить человека есть непродовольственные товары, чтобы получить облегчение. Любые попытки насильственно запретить им делать это лишь могут усилить тревогу и беспокойство.  
  • Недостаточное питание: недостаток питательной пищи может вызвать тягу к почве или глине. Хотя они не имеют питательных веществ для удовлетворения дефицита, она связывается с железом в желудочно-кишечном тракте, таким образом успокаивая тягу.
  • Оральная фиксация: у некоторых детей, особенно очень маленьких, есть навязчивое желание положить что-то в рот.
  • Задержка умственного развития: дети, особенно с аутизмом или другими нарушениями развития, могут есть негигиеничные или непищевые материалы, такие как грязь или бумага, из-за их неспособности различать.
  • Отсутствие должной стимуляции аппетита: некоторые придирчивые едоки могут подавлять свой голод, поедая непищевые предметы.
  • Плохое родительское внимание: родительское пренебрежение является основной причиной, наблюдаемой в основном у людей, живущих в бедности, где они могут не следить за питанием ребенка.

Дети младше двух лет обычно исследуют многие вещи через рот, это не пикацизм, даже если они глотают непродовольственные товары.

Признаки пикацизма у детей

Вот некоторые признаки, которые могут помочь идентифицировать расстройство пищевого поведения у ребенка:

  • Ребенок ест непищевые вещества уже больше месяца, несмотря на все попытки остановить его.
  • Пищевые привычки и пристрастия не соответствуют возрасту или поведению ребенка.
  • Пищевые привычки ребенка не являются частью каких-то этнических или культурных традиций питания. Например, в некоторых частях Африки и сельских районах США считается, что употребление глины лечит желудочно-кишечные проблемы.
  • Если ребенок постоянно потребляет большое количество почвы, это может быть синдром почвенного пикацизма или геофагия, связанные с серьезным дефицитом железа.  

В зависимости от веществ, которые ребенок ест, у него может быть несколько других симптомов, таких как:

  • боль в животе, тошнота и вздутие живота из-за закупорки кишечника или желудка;
  • плохое питание и усталость;
  • проблемы с поведением;
  • отравление свинцом.

В целом идентификация пикацизма является непростой задачей и требует вмешательства эксперта для правильной диагностики.

Возможные осложнения, вызванные расстройством пищевого поведения у ребенка

Беспорядочное употребление в пищу непродовольственных продуктов может привести к любому из этих осложнений:

  • отравление свинцом, если ребенок потребляет краску или песок, загрязненные свинцом.
  • желудочно-кишечные осложнения, такие как запор, язвы, перфорации, диарея, паразиты, нарушение всасывания питательных веществ и непроходимость кишечника;
  • кишечная непроходимость от употребления в пищу чего-то, что может повредить или заблокировать кишечник;
  • Травма рта, когда ребенок глотает или ест какое-то острое или твердое вещество;
  • эрозия зубов; 
  • инфекции от употребления в пищу фекалий или грязи;
  • безоар, относящийся к массе неудобоваримого материала, такого как ткань, волосы и т. д. запертые внутри тела, чаще всего в желудке;
  • отравление ртутью из-за проглатывания бумажных коробок и сигаретных пачек.

Избежать этих осложнений можно при своевременной диагностике и лечении пикацизма.

Диагностика пикацизма у ребенка

Для определения пикацизма не существует лабораторных тестов или единого подхода к диагностике. Следовательно, педиатр может использовать следующие методы:

  • Врач в первую очередь будет смотреть на физические симптомы ребенка, такие как расстройство желудка или любые другие проблемы с кишечником, такие как вздутие живота.
  • Если ребенок попадает в группу риска, например, ребенок с проблемами развития, врач может спросить родителей, видели ли они, как их ребенок ест непищевые продукты. Если да, то как долго.
  • Врач может специально захотеть узнать о пищевых привычках ребенка и обстановке дома и в школе, чтобы понять возможный триггер.
  • Если какое-либо подозрительное поведение имело место в течение одного месяца или более, врач может назначить анализы, такие как анализ крови или рентген, чтобы подтвердить пикацизм. Анализы крови выявляют анемию, токсины в крови, закупорки в кишечнике, а также дефицит железа и цинка. Недостаточность этих витаминов может быть причиной употребления в пищу грязи (или глины) в некоторых случаях.
  • Врач может также провести анализ кала на наличие паразитарных инфекций.
  • Иногда может потребоваться рентген, чтобы определить, что было употреблено.

Лечение пикацизма у детей

Не существует одностороннего или прямого подхода к лечению пикацизма, так как все зависит от первопричин. В литературе сообщается о различных методах лечения патологических проявлений, таких как пищевые, психологические, фармакологические, поведенческие, экологические и сенсорные подходы.

  • Вмешательство в питание: в большинстве случаев устранение дефицита минералов или питательных веществ путем изменения рациона питания может решить проблему пикацизма у ребенка. 
  • Психологическое вмешательство: консультирование, поведенческая терапия и психотерапия могут быть рекомендованы лицам, у которых пикацизм, как полагают, связан с эмоциональными или психологическими нарушениями.
  • Фармакологическое вмешательство: лекарства могут быть назначены для уменьшения ненормального режима питания, если пикацизм связан с нарушением интеллекта или развития у ребенка.
  • Поведенческое вмешательство: в литературе сообщалось о нескольких поведенческих подходах.
  • Сенсорное вмешательство: сенсорные характеристики непродовольственного товара, когда они идентифицированы, могут помочь в поиске съедобных заменителей.

Пикацизм обычно проходит с возрастом, если заболевание не связано с нервным расстройством или нарушением развития. Но в некоторых случаях проблема может оставаться и в раннем подростковом, и взрослом возрасте. 

Что делать, если у ребенка плохой аппетит?

Почему ребенок ест бумагу и картон комаровский

Алена Парецкая, врач-педиатр

Вы обеспокоены тем, что ваш ребенок может страдать от дефицита питательных веществ и витаминов с минералами? Давайте разберемся – действительно ли это проблема, и как ее решать.

Плохой ли аппетит?

Плохое питание или потеря аппетита у малышей – это частая проблема. Но давайте разберемся – действительно ли у ребенка плохой аппетит или он просто перешел из фазы активного роста в стадию стабилизации и его потребности в питательных веществах снизились.

Самый активный рост ребенка происходит на первом году жизни – его рост и вес прогрессируют очень быстро: масса утраивается с рождения, рост – удваивается. Поэтому и аппетит малыша соответствует. Следующий скачок роста ожидаем в 4-5 лет, у некоторых позднее – ближе к 7 годам. Дети вырастают за один сезон на 4-5 см и более. Поэтому, в эти периоды, аппетит будет самым высоким.

Во все остальное время он физиологически снижается, но родители упрямо продолжают сравнивать его с былыми временами.

После первого года, у малыша расширяется спектр активности, ему трудно усидеть на месте, он может есть на бегу, кусочничать, и во время обычного приема пищи ест хуже обычного. Поэтому, если ребенок здоров, он растет и прибавляет в весе по нормам, выглядит здоровым, активен и подвижен, пусть ест столько, сколько он хочет. Голодный ребенок всегда даст вам понять, что пора подкрепиться.

Что такое потеря или снижение аппетита?

Потеря аппетита – состояние, когда ребенок не голоден и не хочет ничего есть (хотя должен, он давно не ел). Если ребенок реально пропускает завтрак, не перекусывает вообще (ни печеньку, ни сок, ни йогурт), не хочет есть в обед или съедает буквально пару ложек – да, это снижение аппетита.

Причинами могут стать: прорезывание зубов, начало болезни (обычно простудной или кишечной инфекции), прием некоторых лекарств и даже витаминов, а также внешние факторы – в сильную жару аппетит обычно снижается. Однако, есть и другие причины потери аппетита у малышей:

  • Стресс и депрессия: может быть много причин, объясняющих стресс вашего малыша. Вы переехали в новый дом? Он скучает по своим старым друзьям? Он начал посещать новый детский сад или школу? Слишком много строгих наказаний? При стрессе или депрессии вы можете обнаружить, что ваш ребенок стал замкнутым, малоактивным или может быть немного агрессивным, он высказывает тревожные мысли. Это может быть причиной внезапной потери аппетита у малышей.
  • Любые проблемы со здоровьем: Ваш ребенок недавно заболел? Педиатр прописал ему какие-нибудь лекарства? После того, как ребенок заболевает, организм бросает все силы на борьбу с инфекцией, временно подавляя аппетит. Вашему малышу потребуется время, чтобы вернуться в нормальное состояние. Потеря аппетита во время выздоровления – нормальное явление. Постепенно расширяйте рацион, и через пару недель все придет в норму.
  • Перекусы и напитки между приемами пищи: ваш ребенок много перекусывает или выпивает слишком много стаканов сока, сладких газировок между приемами пищи? Любая из этих двух привычек может объяснить его снижение аппетита во время основных приемов пищи.
  • Физически неактивен: если ваш ребенок тратит все свое время и энергию на просмотр телевизора и игры на своем смартфоне – ему некуда расходовать энергию. Отсутствие физических упражнений также может повлиять на пищеварение и аппетит вашего малыша.

Когда обращаться за медицинской помощью?

Обратитесь за консультацией к педиатру в следующих ситуациях:

  • Вы замечаете потерю веса у вашего ребенка без видимой причины.
  • Если ваш ребенок не набрал вес в течение последних шести месяцев.
  • Если ваш ребенок страдает от диареи или лихорадки.
  • Если вашего ребенка рвет после каждого приема пищи.

Советы по привычкам питания малыша:

  • Самое главное, что стоит запомнить родителям – никогда не заставлять ребенка есть, если он не хочет. Еда не должна ассоциироваться с негативными эмоциями и тем более – наказаниями и угрозами. Улучшения аппетита так не добиться, а вот пищевое расстройство или невроз может развиться очень легко.
  • Категорически запрещено ругать ребенка за то, что он плохо ест, наказывать лишением лакомств и применять любые радикальные меры. 
  • Но и совсем баловать и устраивать «танцы с бубнами» вокруг капризничающего крохи не стоит. Не хочет кушать – убирайте тарелку и отправляйте нагуливать аппетит, но с одним условием. В период между завтраком и обедом никаких конфет, сока или других продуктов с сахаром. Если ребенок просит есть, сдвиньте время обеда. Никаких перекусов, только воду или несладкий компот, чтобы не перебивать аппетит. Такие меры работают в 80% случаев, мы сами часто портим аппетит детям лакомствами и доступными перекусами.

Несколько полезных советов, которые могут повысить аппетит вашего малыша:

  • Нужно определиться с количеством пищи в порции. Наполните тарелку пищей, которую приготовили малышу и дайте ему съесть, сколько он сможет. Не заставляйте его доедать через силу. В течение недели вы сможете определить, сколько пищи в среднем съедает ребенок – это и есть его проция. В последующем давайте ему это точное количество и напомните, что, если ему нужно больше, он, безусловно, может попросить добавки. Это поможет вам избежать испорченной пищи и настроения, и ребенок научится доедать все на своей тарелке.
  • Ограничение перекусов. Перекусывать нужно один-два в день (на второй завтрак и полдник). Не позволяйте ребенку перекусывать чаще, так как эта привычка перебивает аппетит.
  • Избегайте кормления ложкой. Если ваш малыш достаточно взрослый, чтобы есть самому, никогда не кормите его ложкой. Если он голоден, он будет есть сам, принудительное кормление приведет к снижению аппетита.
  • Ограничьте потребление молока и жидкости. Давайте малышу не более 2 стаканов молока (кефира, йогурта) в день. Молочные продукты содержат много калорий, а чрезмерное потребление может вызвать чувство сытости и потери аппетита у маленьких детей.
  • Сделайте время обеда своим семейным временем. Сделайте время приема пищи приятным и веселым, чтобы ваш малыш с нетерпением ждал этого маленького события каждый день.
  • Давайте разнообразные продукты. Если вы будете менять меню каждую неделю и добавлять больше блюд, это поможет вашему ребенку попробовать разные вкусы и ароматы. Плюс, это может помочь вам понять его предпочтения в еде.

Доктор Комаровский: Дети болеют ОРЗ чаще взрослых – это норма, это закон жизни

Почему ребенок ест бумагу и картон комаровский

Наш гость: кандидат медицинских наук, детский врач, врач высшей категории, телеведущий и автор книг о здоровье детей.

: 26 сентября 2016 г.

В специальной медицинской литературе нередко встречается аббревиатура ЧБД. Стандартная расшифровка – часто болеющие дети. Иногда употребляется выражение «часто и длительно болеющие дети».

Созревание иммунной системы

В поликлиниках часто болеющие дети находятся на особом диспансерном учете.

Но посмотрим на ситуацию объективно: стоит ли беспокоиться или эта статистика условна? Взрослые ведут менее здоровый образ жизни, чем их дети, но болеют ОРЗ намного реже.

Хотя каждому из нас мамы рассказывали, что в детстве мы болели по 10 раз в год, а потом реже и реже. Это закон жизни: дети болеют ОРЗ чаще взрослых – это норма.

Ребенок рождается с незрелой иммунной системой, нужно время на ее формирование. Малышей окружает много людей, каждый из которых – носитель огромного количества вирусов и бактерий. Ребенку предстоит выработать к этим микроорганизмам иммунитет.

Но природа сделала все, чтобы частые детские болезни были не опасными. Организм детей легко справляется с ОРЗ. И каждая встреча с вирусом – это тренировка, формирование, совершенствование иммунитета.

Чем все это закончится? Часто болеющий ребенок станет взрослым и здоровым родителем.

Терпеть или лечить?

Сколько бы я ни призывал родителей относиться к детским болезням спокойно, удается это не всем. Иной раз мама буквально не может посчитать, сколько раз за год ребенок болел ОРЗ – они просто не заканчиваются. Но родители должны знать, что врожденные нарушения иммунитета, так называемые первичные иммунодефициты – это большая редкость.

Они проявляются не просто частыми ОРВИ, а тяжелыми ОРВИ с опаснейшими бактериальными осложнениями, которые с трудом поддаются лечению. Врожденный иммунодефицит – это состояние смертельно опасное и не имеет отношения к двухмесячному насморку.

С другой стороны, частые ОРЗ могут быть следствием вторичного иммунодефицита – то есть ребенок родился здоровым, но какие-то внешние факторы мешают нормальному развитию его иммунитета.

Главный вывод: если нормальный от рождения ребенок не вылезает из болезней, значит, у него конфликт с окружающей средой. Есть два варианта помощи: попытаться с помощью лекарств примирить ребенка со средой или попробовать изменить окружающую среду, чтобы она ребенка устраивала.

Окружающая среда 

Формирование и функционирование системы иммунитета ребенка обусловлено его образом жизни. Если ребенок часто болеет ОРЗ, никакими таблетками не решить эту проблему. Устраняйте конфликт с окружающей средой, изменяйте образ жизни.

Жилье. Организовать ребенку детскую комнату, где нет накопителей пыли, все подлежит влажной уборке и регулярному проветриванию. Ночная температура ­– 18°С, влажность – 50–70%. Мягкие игрушки – накопители пыли, аллергенов и микроорганизмов.

Питание. Никогда не заставлять ребенка есть. Идеально кормить тогда, когда еду выпрашивает. Пресекать перекусы, не злоупотреблять заморскими продуктами, слишком не разнообразить питание. В качестве сладостей – ­ сухофрукты, а не шоколадки.

Питье. По желанию – минеральная вода, компоты, морсы, фруктовый чай. Температура напитков – комнатная.

Одежда.Достаточный минимум, поскольку потливость вызывает болезни чаще, чем переохлаждение. На ребенке не должно быть больше предметов одежды, чем на родителях.

Прогулки. Ежедневные, активные, желательно перед ночным сном.

Спорт. Идеальны занятия на свежем воздухе, а не в замкнутом пространстве. Плавание в бассейне нецелесообразно для ЧБД.

Летом. Ребенок должен отдохнуть от контактов с людьми, от городского воздуха, хлорированной воды и бытовой химии.

Отдых «на морях» не имеет к оздоровлению отношения, так как большинство вредных факторов сохраняется, плюс общественное питание и худшие жилищные условия. Идеальный отдых для ЧБД: деревня, надувной бассейн с колодезной водой, рядом куча песка, сам в трусах и босиком.

Грязный голый ребенок, который скачет из воды в песок, выпрашивает еду и дышит свежим воздухом, за 3–4 недели восстанавливает иммунитет.

Профилактика ОРЗ. Частые болезни вызывает не холод, а вирусы. Надо избегать ненужных контактов с людьми, мыть руки, поддерживать местный иммунитет, провести вакцинацию всех членов семьи от гриппа.

Лечение ОРВИ

Лечить ОРВИ – это не значит давать лекарства, а значит создать условия, чтобы организм ребенка максимально быстро и с минимальными потерями справился с вирусом. Нужно обеспечить оптимальные температуру и влажность воздуха, тепло одеть, не перекармливать, активно поить.

Солевые капли в нос и жаропонижающее лекарство при необходимости – этого достаточно. Любое активное лечение препятствует формированию иммунитета. Лекарственный препарат должен применяться лишь тогда, когда без него однозначно нельзя обойтись.

Особенно это касается антибактериальной терапии.

Действия после выздоровления

Важно помнить: улучшение состояния и нормализация температуры не свидетельствуют о том, что восстановился иммунитет. Ребенок на следующий день после улучшения состояния идет в коллектив, где встречается с новым вирусом, и новая болезнь начнется в ослабленном организме. Она будет тяжелее предыдущей и потребует применения лекарств.

Когда стало лучше, надо еще неделю прожить нормальной жизнью – прогулки, «нагуливание» аппетита, здоровый сон, восстановление слизистых оболочек. Антитела к вирусу вырабатываются не ранее пятого дня болезни. Поэтому возобновлять посещение детского коллектива можно не ранее шестого дня от начала ОРВИ вне зависимости от ее тяжести.

Не бывает несадиковских детей

Когда произносится фраза «до трех лет не болел», значит, имеем абсолютно нормального ребенка. Пошли в садик, изменилась окружающая среда – начались болезни. Надо признать тот факт, что невозможно начать активно общаться с детьми и не заболеть. Постоянные болезни – значит, либо вы торопитесь с возвращением к детям после болезни, либо что-то принципиально неверно в самом детском саду.

Даже очень частые ОРЗ при правильном лечении не отражаются на здоровье ребенка.

Но если каждый чих – повод для назначения десятка сиропов, таблеток и антибиотиков, повод для тщательного обследования и консультаций десятка специалистов, такие ОРЗ – однозначное и очевидное зло.

Если ребенок болеет ОРЗ часто, пусть даже очень часто, но выздоравливает не с помощью лекарств, а естественным образом – так пусть болеет, пусть ходит в детский сад.

: 26 сентября 2016 г.

Симптомы и особенности протекания коронавируса у детей | Университетская клиника

Почему ребенок ест бумагу и картон комаровский

Симптомы короны у детей обнаружить нелегко. Узнайте, на какие признаки следует обращать внимание, и может ли ребенок пострадать от Covid-19.

Самая очевидная разница в протекании Covid-19 у детей и взрослых заключается в том, что симптомы вообще проявляются у очень немногих детей. Симптомы у подростков можно сравнить с течением болезни у взрослых. А вот у малышей есть существенные различия и в начальных симптомах, и в течении инфекции.

Что говорят ученые

С тех пор как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила коронавирусную болезнь пандемией, появилось множество исследований.

Но поскольку SARS-CoV-2 не изучался ранее конца 2019 года, исследования по этому вопросу охватывают лишь короткий период времени. Кроме того, они часто используют данные небольшого круга обследуемых.

Поэтому не очень значимы или проливают свет только на детали того, что произошло с вирусом. Иногда они показывают противоречивые результаты.

Особенно большие пробелы в знаниях, касающихся ковида у детей. Например, с одной стороны, некоторые ученые объявили детей «сверхраспространителями» и предложили дедушкам и бабушкам не иметь никаких контактов с внуками. С другой стороны, международные данные показывают, что дети гораздо реже заражаются Covid-19, чем взрослые.

Каковы наиболее распространенные симптомы короны?

Наиболее частыми общими симптомами Covid-19 в Европейских странах являются кашель и лихорадка. Известен также ряд других симптомов. К ним относятся одышка, насморк, расстройство обоняния и / или вкуса, боль в горле, головная боль, ломота в теле и общая слабость.

Симптомы короны у детей и взрослых

Covid-19 у детей обычно протекает в легкой форме. Как и у взрослых, первые признаки коронарной инфекции – жар и кашель. У детей также наблюдаются другие симптомы:

  • желудочно-кишечные расстройства;
  • головные боли;
  • боли в конечностях;
  • насморк;
  • боль в груди;
  • расстройство вкуса, запаха. 

Исследования показывают, что дети чаще страдают желудочно-кишечными проявлениями. Большинство больных малышей чувствуют себя лучше уже на следующий день. И лишь очень небольшая часть маленьких пациентов требует интенсивной медицинской помощи и искусственной вентиляции легких.

Насколько вирус короны опасен для ребенка?

Очень маленькие дети еще не имеют полностью развитой иммунной системы. Можно предположить, что поэтому они подвергаются большому риску при контакте с Corona. На самом деле было показано обратное: чем младше ваш ребенок, тем больше у него шансов избежать инфекции. 

Если ребенок заболеет, COVID-19 скорее всего у него пойдет легче. Например, по данным Института Роберта Коха в Германии, доля детей в возрасте до 14 лет составляет всего 3% от числа подтвержденных инфицированных. По состоянию на 7 июня 2020 г., из 8 663 умерших только один ребенок был младше 9 лет, и двое – в возрасте от 10 до 19 лет. 

Факторы риска: симптомы короны у детей

Дети, попавшие в реанимационное отделение из-за Covid-19, часто имели ранее перенесенные заболевания легких (15%) и сердца (8%). Несколько стран также сообщают о детях, у которых развился комплекс так называемого педиатрического воспалительного мультисистемного синдрома (PIMS) и синдрома токсического шока (TSS). 

Педиатрический воспалительный мультисистемный синдром

PIMS-TSS приводит к симптомам, сходным с синдромом Кавасаки. Синдром Кавасаки – это серьезная чрезмерная реакция иммунной системы, протекающая с лихорадкой и воспалением кровеносных сосудов. В худшем случае состояние заканчивается смертельным исходом.

Это состояние обычно возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Врачи не знают точных причин. Некоторые исследователи подозревают, что причина развития синдрома – чрезмерная реакция собственной защитной системы организма. Предполагается, что эта особенность связана с инфекциями. Связь с SARS-CoV-2 не определена.

Симптомы короны у детей – как влияет болезнь?

Почему Covid-19 проходит гораздо мягче у детей, чем у взрослых, еще не известно. И это не единственная загадка, которую предстоит разгадать. Другие вирусные инфекции, например, ВИЧ, гепатит или инфекция, вызванная вирусом Эпштейна-Барра, также показывают, что дети имеют высокие концентрации вируса, но не заболевают. 

Ученые подозревают, что иммунная система маленьких детей может быстрее реагировать на чужеродные патогены, потому что она еще не так специализирована, как у взрослых или детей старшего возраста.

Детская иммунная система за короткое время вырабатывает множество неспецифических антител, которые организм может использовать в качестве универсального оружия против всех видов вирусов или бактерий, скорее всего они также атакуют коронавирус и тем самым защищают детей от тяжелого течения. 

С возрастом организм вырабатывает все более и более специфические антитела против известных патогенов. Естественно, что для каждого нового вируса требуется своя защита, и для ее организации требуется время.

Другая гипотеза состоит в том, что у детей в эпителиальной ткани легких и горла может быть меньше рецепторов ACE2, служащих точкой стыковки коронавируса. Но доказательства этой теории также неубедительны.

Ещё одна теория, почему дети менее подвержены коронной инфекции, заключается в том, что их состояние здоровья в целом лучше – они меньше страдают хроническими заболеваниями, их дыхательные пути, как правило, здоровы и не повреждены, как у многих взрослых, например, курением или загрязнителями воздуха.

Что делать, если ребенок заболел?

Если ребенок кашляет или у него высокая температура, это не означает автоматически, что у него Covid-19. Если вы не уверены, позвоните педиатру или семейному врачу. Они на основе симптомов определят следующие шаги. Самостоятельно можно лечить только симптомы: снять боль в горле или высокую температуру.

Звонок педиатру при заболевании ребенка

Какую роль играют дети в передаче SARS-CoV-2?

Вопрос о том, как часто дети заражают других SARS-CoV-2, является одним из самых важных вопросов о детских садах и школах. Однако данных об этом пока мало.

По данным Института Роберта Коха (RKI), большинство исследований показало, что дети заражались взрослыми, а не наоборот.

Поскольку учреждения по уходу и школы уже были закрыты или открывались лишь в ограниченном объеме во время большинства исследований, эти результаты, однако, не могут быть перенесены в повседневную ситуацию.

Считается, что дети могут заразиться и передавать вирус окружающим, даже если сами не имеют тяжелых симптомов. Но насколько часто они заражаются, и насколько эффективно передают инфекцию другим людям, пока тоже неизвестно. 

Согласно текущему статусу, дети с Covid-19, похоже, не способствуют быстрому распространению патогена.

Ребенок не говорит, не понимает речь, не откликается на имя

Почему ребенок ест бумагу и картон комаровский

Когда в наш центр приходит неговорящий ребенок, для успешной коррекции мы должны определить причину отсутствия речи и понять механизм нарушения.

Говорю «мы», потому что «неговоряшек» обычно смотрим вместе с нашим логопедом в формате комплексной консультации. Каждый со своей стороны.

Начинаем издалека: есть ли у ребенка проблемы со слухом? Что говорит ЛОР? В 99% случаев ребенок «слышащий», то есть слух определяется как нормативный.

Для того, чтобы посмотреть скорость обработки слуховых импульсов в мозге, есть простой тест: позади ребенка можно кинуть на пол толстую книжку (так делает одна моя преподавательница). Я же просто хлопаю громко в ладоши за спиной ребенка в самый неожиданный момент. Очень часто ребенок поворачивает голову только спустя несколько секунд (!).

Это называется замедленная ориентировка на звук. Вспомните себя.

Если вы неожиданно услышите за ухом резкий громкий звук, вы вздрогнете всем телом! Представьте, насколько замедлена обработка слухового импульса у ребенка, если, во-первых, реакция ослаблена (не всем телом вздрагивает, а только слегка оборачивается), а во-вторых, не моментально, а спустя время.

Далее смотрим, понимает ли ребенок обращенную речь. Для этого мы даем различные инструкции, пробы и наблюдаем, как реагирует ребенок, понимает или не понимает, выполняет или не выполняет. Обманываем, путаем.

Даем одну и ту же инструкцию в разных вариантах: «покажи носик у себя, у мишки, у мамы, у меня!». И так далее. Обязательно просим родителей сделать диагностику методом АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы) и КВП (когнитивные вызванные потенциалы).

Как правило, результаты проб подтверждаются аппаратными обследованиями.

Часто родители, приходя на прием, говорят, что ребенок «понимает» речь, но это не подтверждается пробами. Здесь нюанс в том, что даже животные «понимают» человеческую речь, но не так, как мы думаем.

Для них речь не является набором смысловых знаков, а просто неким общим шумовым сигналом, на который они привыкают реагировать так или иначе. Например, собаки привыкают, что после слова «гулять» хозяин поведет питомца на улицу, поэтому они бегут к двери.

Но если сказать близкое по звучанию слово с другим смыслом, они прореагируют так же. То есть это уровень привычки, «стимул-реакция», а не осмысленная и произвольная реакция на обращенную речь.

Примерно на этом же уровне привыкают «понимать» речь дети с нарушением распознавания обращенной речи. Однако любые изменения обстановки, формулировки, смена собеседника вызовут замешательство у ребенка.

Часто такие дети по поведению напоминают детей с РАС. Представьте, если бы вы росли в речевом вакууме.

Это накладывает сильный отпечаток на всю эмоциональную, коммуникативную сферу, познавательное развитие (при отсутствии коррекции развивается вторичная умственная отсталость), поведение (про таких детей говорят, что они гиперактивные, но их проблемы поведения вызваны отсутствием внутренней речи, потому что речь даже во внутреннем плане не развивается, в отличие от чистой моторной алалии).

Нарушение понимания обращенной речи может быть обусловлено речевой слуховой агнозией и сенсорной алалией. Сейчас модно разделять эти два нарушения в теории, однако на практике все равно мы редко видим чистую сенсорную алалию без нарушения слухового речевого восприятия.

Чем отличается слуховая речевая агнозия от сенсорной алалии?

Расскажу немного о развитии понимания речи в онтогенезе. В возрасте до 1 года приоритетное развитие происходит в височной области правого полушария. То есть у ребенка в первую очередь созревает способность целостно воспринимать неречевые (предметные) шумы (громкость, тональность, источник, мелодика, ритм, интонация).

К неречевым шумам относятся и звуки, издаваемые животными. Это фундамент для последующего понимания речи, поэтому малышам так важно обеспечивать разнообразное звуковое окружение. В результате у ребенка появляются первые звукоподражания.

В коррекции логопеды также применяют методики на различение различных предметных шумов для прохождения данного этапа развития (если он был нарушен) и последующего формирования уже речевого слухового гнозиса.

В возрасте около 1-1.2 года включаются в работу вторичные поля височной коры левого полушария (они созревают полностью к 2 годам). И в шумовом потоке ребенок начинает вычленять звуки речи.

Его звукоподражания приобретают «человеческое» произношение, начинаются вокализации, нормативные эхолалии (повторения услышанных слов), междометия (ой, бух, бам).

Это не один звук, а серии звуков и простые слова, которые уже могут употребляться в привычном контексте (мама, папа, баба). Это этап созревания речевого слухового гнозиса. Ребенку пока недоступно понимание многозначности слов, важен контекст (обязательно предметный).

Незрелость вторичных полей височной коры приводит к речевой слуховой агнозии. А если этот этап не был пройден, то и дальнейшее развитие понимания речи не происходит.

Далее созревают третичные поля коры – это зона, где происходит «перекрытие» теменной, височной и затылочной коры. Так называемая ТПО (TPO) зона. Или задняя ассоциативная кора.

И воспринятые вторичной корой слова начинают насыщаться различными значениями, связываться между собой, обретая смысловые оттенки и развиваясь уже без жесткой привязки к одному предмету. Ребенок начинает овладевать родным языком.

Третичные поля среди биологических видов есть только у человека. Нарушение на этом этапе приводит к сенсорной алалии.

Основная практическая проблема состоит в том, что незрелость предыдущего уровня слухового анализатора приводит к недоразвитию следующего. Иногда нельзя четко дифференцировать, нарушено формирование на этапе только вторичных или уже третичных полей.

А как показывает аппаратная диагностика методом вызванных потенциалов, часто у детей нарушено проведение импульса, вообще не доходя до коры! То есть по сути, у них есть слабая нейросенсорная тугоухость, которая не была своевременно выявлена.

А если импульс в кору приходит с задержкой и в неполном объеме, то и первичная, и вторичная, и третичная кора страдают. Нарушается овладение языком и мышление.

Что делать, если ребенок не понимает речь?

На этапе коррекции «ДО» третичной коры (то есть при слуховой речевой агнозии) идеально помогает Томатис.

Это видно и на практике (поразительно улучшается понимание речи у детей, которые даже на имя не откликались), и по исследованию вызванных потенциалов.

Конечно, слуховую стимуляцию необходимо сочетать с логопедическими занятиями, но и без них скачок в восприятии речи происходит всегда огромный.

А на уровне третичной коры (когда слуховой речевой гнозис хорошо сформирован) для развития языка, усвоения многозначности слов, устранения аграмматизмов необходима помощь логопеда. И занятия нужно проходить регулярно и на протяжении длительного времени.

Кстати, мне ближе понимание речевых дефицитов не дискретное (есть речь-нет речи, отсюда и термин «алалия», то есть отсутствие речи), а континуальное, ведь даже после запуска речи ребенок продолжает овладевать системой языка (поэтому я очень люблю термин «дисфазия развития»).

Нейропсихолог Александрова О.А.

Ребенок не говорит? Не понимает речь? Запишитесь на консультацию по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Ваш цветник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: